Вышивка один из древнейших видов декоративного искусства. Рушник народов юга отличался геометрическим узором, наличие ромбов. На рушнике вышивка должна быть без узелков, поэтому вышивали крестиком. Полотенцами убирали красный угол избы, божницы, дверные и оконные проемы, украшали стены. Узор репейник у славян: символ счастья, удачи, благополучия.
Длина рушника была полтора метра, ширина 40 сантиметров. В вышивках преобладает красный и черный цвет. Красный- цвет солнца, тепла и красоты. Черный- Земля, символ богатства. Цветы лилии: символ чистоты, девичьего очарования, а птички- знак любви. Край рушника украшен плетеным кружевом. Плели узор на коклюшках, а затем, пришивали к краю полотна.
Подзор, или как его еще называют, юбка для кровати, служит для того, чтобы скрыть основание кровати, так как в старину кровати были высотой до метра. Подзор, представляет полоску ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному краю простыни. На подзоре вышиты цветы лилии- символ невинности, чистоты; неразрывную композицию составляют бутоны и листья; это рождение, развитие и бесконечность жизни.
Лапти - низкая обувь, охватывающая только ступню ноги. Московские модели лаптей имели более округлые головки (носки). Их плели из коры лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты. Самыми прочными и мягкими считались лыковые. По числу лыковых полос - это шестерик, косое плетение называлось "косая решетка".
Они были распространенны в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели их из вязового лыка. Головки этих моделей имели трапециевидную форму. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Перед плетением лыко сутки отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Есть легенда, что Пётр I учился плести лапти и они хранятся в Эрмитаже.
Слово рубаха происходит от слияния двух слов "рубъ" - грубая ткань, и "руш» рвать, ломать. "Рубище" так называли рубаху на Руси. Праздничная домотканая женская рубаха, прямого покроя с длинным рукавом. Характерна Калужской и Орловской губернии. Рубаху шили длинную, в пол. Расшиты рукава и грудь узором. Узор считался оберегом от нечистой силы. Верхняя часть рубахи была видна из-под сарафана или понёвы.
Воронежская губерния начало 20 века. Рубаха сшита из домотканого выбеленного льна. Использовалась, как обязательный элемент одежды. Рукава украшены атласным лоскутным орнаментом.
Шерстяной сарафан 19 века. Его носили шесть поколений женщин семьи Родичевых, в том числе жена матроса броненосца "Потемкин". Выткан сарафан на станке, окрашен соком бузины. Фигурный крой спереди, отделка - парчовая лента. Дарительница Лидия Ивановна Родичева живет селе Головчино Белгородской области.
Женский костюм московской губернии 18 века. Сарафан сшит из кумача. Кумач- это хлопчатобумажная ткань ярко-красного цвета. Сарафан украшен растительным орнаментом. Головной убор- девичья полоска, разновидность кокошника. Полоску носили не замужние девушки.
Костюм характерен для центральной части России 18 века. На голове -черный картуз, украшенный цветком. Картуз — это мужской головной убор с козырьком, изготавливался из сукна. Рубаха сшита из красного кумача, повязана кушаком. Кушак служил оберегом. Черные порты в полоску. Порты или штаны, чаще всего заправляли в сапоги или онучи (портянки).
Юбку шили длинную, с оборками по подолу. Под низ одевали несколько нижних юбок, чем богаче казачка, тем юбок больше. Женская одежда декорировалась обилием кружев. Когда одежда изнашивалась, кружева срезались и хранились отдельно. Блузка немного ниже талии, распашная, с застежками- пуговицами спереди, с длинными прямыми рукавами и воротником стойкой.
В старину считалась косоворотка рубаха повседневной одеждой. Праздничная рубаха отличалась более нарядным и ярким дизайном, её шили из красного сукна. Косовороткой называется потому, что имеет боковой вырез. Рубахи обязательно украшались вышивкой, которая имела обережное значение. Косоворотки носили на выпуск, не заправляя в штаны, подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканным поясом из шерсти. Позднее косоворотки стали носить солдаты в качестве "нижней рубахи".
Длинная белая рубаха- панева, рукава дополнены вышивкой с красными узорами, низ рубахи оторочен полосками ткани. Сверху паневы одевалась клетчатая юбка, которую носили южные народы. Верхняя одежда не подпоясывалась, а застегивалась сверху донизу. Передник называется нагрудный, украшен вышивкой и тесьмой.
Рубаха украшена элементами белой вышивки. Сарафан косоклинный на лямках, сшитый спереди, украшенный тесьмой. Тесьма была дорогой, называлась позумент, делали ее из ниток золота, серебра или меди. Душегрея - женская короткая телогрейка. Надевалась сверху сарафана. Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной. Этот костюм носили богатые женщины.
Поверх длинной домотканой рубахи одевали сарафан. Косоклинный сарафан шили из двух полотнищ, сзади одно полотнище, из него выкраивалась "спинка", переходящая в лямки. По бокам дополняли несколькими косыми клиньями ткани, которые сильно расширялись книзу. Подпоясывались плетеным пояском, древнейшим способом являлось плетение на дощечках ("кружочках").
Передник шили из белой домотканой холщовой ткани. На переднике вышит крестиком узор "Макошь". Славяне верили, что судьбой человека управляет богиня Макошь: "ма"- мать, "кош"- судьба. Она изображалась, с руками, поднятыми вверх, по бокам её дочери Доля и Недоля. Богиня - символ семейного очага, достатка в доме, семейного счастья, а также богиня плодородия. Низ передника украшали ручным плетеным кружевом, который пришивали отдельно.
Белая домотканая рубаха, на плечах вставки из красного сукна и традиционная вышивка красным по белому на рукавах. Сверху рубахи одевали юбку. Юбка из домотканого полотна, крашенная. Для покраски использовали: кору дуба, сок ягод и цветов. Обязательно подпоясывались кушаками, иногда они были домотканые.
Русские крестьянки в 19 начало 20 века носили сарафан поверх холщевой рубахи. Традиционный русский сарафан имел прямой крой, длинный до пят, одевался через голову. Обязательно подпоясывался кушаком, на который могли вешать ключи или сумочку с монетами. Со спины лямки в виде "вилки" или "лягушки", символ плодородия, рождение новой жизни.
В конце 18 начало 19 века шубка входила в состав венчального наряда на Руси. Белое платье шили из парчи, оторачивали мехом соболя, горностая, зайца, белки. Рукава украшались по краям кружевом. Рукава и подол расшивали золотой нитью. На плечи одевали оплечье, украшенное драгоценными камнями. На голове роскошный кокошник, расшитый узорами- оберегами.
Мордовский головной убор украшали позументом, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом. Предназначался для девиц на выданье, когда у неё появлялся жених. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или оставлять открытой макушку.
Оплечье происходит от древнерусского слова "обрамление" или от восточного "барма" плечо. Выполнялось в технике сюжетного и орнаментального шитья в виде нашивных золотых гробниц, изображения святых и праздников. Оплечье- это широкий, круглый воротник, который одевали поверх платья на плечи. Лицевую поверхность украшали драгоценными камнями, золотыми или серебряными нитями, жемчугом или бисером.
Праздничный, девичий головной убор, популярный в северных губерниях России, носили девушки 14- 15 лет. Широкая, жесткая, богато украшенная лента обвивает голову и завязывается под косой. Веней ажурный, расшитый золотым шнуром, стразами, в виде многополосной короны. Сзади её могут украшать пышные банты из шелка.
Головной убор очелье или повязка носили девочки 10-12 лет. Женский головной убор всегда сочетался с прической. Очелье- это полоска ткани с вышивкой, позументом с завязками на концах. Макушка была открыта, заплетали девочки только одну косу. В древности люди верили, что очелье помогает восстанавливать здоровье. Очелье носили и мужчины, но плели их из простой бечевки, без украшений, украшали только на свадьбу.
Девочки не носили головных уборов, их заменяли ленты- очелье, к которой могли прикрепляться подвески. Подвески, которые прикреплялись к головному убору, называли ряснами. Часто в бисерные рясны вплетали "пушки", сделанные из настоящего лебяжья или гусиного пуха. Вся славянская одежда обязательно покрывалась обережным узором, и была оберегом.
Название кокошник происходит от древнерусского слова "кокошь" - курица. Его вышивали золотом, жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали её на твердую берестяную основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Кокошники стоили дорого, поэтому передавались по наследству. Они еще играли роль оберега.
Белая длинная рубаха, с красными вставками на плечах и подмышках. Сарафаны шили из шелковых и хлопчатобумажных тканей: штофа, тафты, бархата, поплина; по месту застежки или серединного шва пришиты воздушные петли из шелкового или золотого шнура. На этот шнур с другой стороны застежки нанизаны дутые металлические или хрустальные в оправе пуговицы. Головной убор- кокошник в форме шапочки.
Парчовый сарафан, украшенный тесьмой и золотой нитью. Сверху одета шубка - душегрея. Шуба - символ богатства и плодородия. Их шили из овчины, соболя, горностая, лисицы и песца. Обычно их кроили мехом внутрь, а сверху покрывали дорогой тканью, кружевом, драгоценными камнями и серебром. Шубы передавали по наследству. На голове - платок, ценились платки с отсутствием изнаночной стороны.
Белая длинная панева, ворот и рукава украшены узорами. Поверх одет сарафан из золотой парчи. Отличительной чертой костромского костюма считалась, пришитая яркая полоса ткани по низу подола сарафана. На праздничном сарафане полосу расшивали тесьмой, кружевом, бисером. Душегрею одевали поверх сарафана. Головной убор - кокошник однорогий, чаще носили в центральной России. Он имел сетку, ниспадающую на лоб. Кокошник был не повседневной одеждой, его одевали 1-2 раза в год.
Белая нарядная короткая рубаха с широкими рукавами. Шелковый прямой сарафан с пришивными лямками. Коротена- полушубочек, это верхняя косоклинная распашная нагрудная одежда на лямках сшита из парчи. Девушки поморки носили жемчужные "ожерелки". Это красивые шейные украшения из речного скатного жемчуга, с особым матовым блеском. Головной убор - кокошник веерный.
Рушник - полотенце из домотканого сукна. Свадебные полотенца были длиной от 2 - 4 метров, шириной 35-40 см. Оно служило оберегом, защитой. В вышивке использовали два цвета: черный и красный. На полотенце зооморфный орнамент (лебеди) и растительный - цветы мальвы и розы. Мальва - символ юности, розы вышивали для невесты, это символ любви и красоты. Лебедь -знак верности и чистоты.
К сожалению, данный музей не предоставил дополнительный материал
Приглашаем отправиться в увлекательное сказочное путешествие. Злой Кощей Бессмертный заколдовал Василису Премудрую и превратил ее в лягушку. Детям предстоит пройти полосу препятствия, выполнить все задания Кощея и найти волшебные вещи, которые помогут расколдовать Лягушку- Царевну.
Дети рассказывали друг другу о старинных рушниках, теперь они знают, что обозначает это слово. Какие обычаи были с ними связаны на Руси. Оказывается с рушниками – полотенцами можно и поиграть. Дети узнали, как лен превращается в ткань и какой это долгий процесс. Научились рисовать сложный орнамент, как на рушниках и нашли ответ на вопрос: «Почему в вышивке использовали только черный и красный цвет?»