Устройство для кипячения воды и приготовления чая, внутри которого была высокая трубка, наполняемая древесным углем. И в прошлом, и в настоящем это самый известный атрибут русского чайного стола. Обязательное дополнение самовара – поднос. Самовар был не только востребованным, но и дорогостоящим предметом быта. Принесен в музей семьёй Овчаровых
Доска, металлический или пластиковый лист для подачи еды на стол, переноски посуды. Подносы чаще всего использовались в праздничные дни. На них подавали на стол пироги, хлеб, рыбу, молоко. Существовали специальные «самоварные» подносы, на которые ставились самовары. Принесён в музей семьёй Овчаровых
Плетёное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки или переноски. Корзины плетут из берёсты, ивовой лозы, дуба, соломы, кореньев, драни и прочего. Корзиночное ремесло привлекало крестьян больше всех остальных промыслов своей общедоступностью. В плетеных корзинах овощи и фрукты могли храниться очень долго. В корзинах стали перевозить разные товары, они стали прототипом современной женской, а также хозяйственной сумки. Г.Тверь.
Плетёное изделие для хранения мелочей или как декоративный элемент для украшения интерьера. Плетение из лозы - одно из самых древних ремесел. Оно возникло намного раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Г.Москва.
Полый внутри деревянный цилиндр, стержень с кружками на концах для наматывания на него тесьмы, ниток, проволоки. Катушка представляет собой ось, на концах которых находятся ограничители. Применялась для бытовых целей. Принесла в музей Богданова Ирина Михайловна Рязанская обл.
Полотенце из домотканого холста, изготавливается из льняного полотна . Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево . Рушник- предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу). Принесла в музей Смирнова Ирина Александровна , ручная работа прабабушки Марии Семеновны Салтыковой, Кировская обл. д.Салтыки.
Полотенце из домотканого холста, изготавливается из льняного полотна . Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево . В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Вышивка «Виноградные грозди» - принесла в музей Милюкова Татьяна Анатольевна, мастерица Милюкова Екатерина Павловна, Курская губерния, г. Рыльск.
Полотенце из домотканого холста, изготавливается из льняного полотна . Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево . В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Кировская обл.
Мебельное изделие из дерева , имеющее приподнятую горизонтальную поверхность, предназначенную для размещения на ней предметов, для принятия пищи. На Руси стол был большим (так как были большими семьи) и традиционно занимал почетное место в светлице. Столы для трапезы обычно ставили не посредине комнаты, а придвигали к стене к лавкам, где у каждого члена семьи было свое место. Сделал для музея Титов Валерий Александрович
Стёганая насадка из ткани, набитой ватой, надеваемая на заварной чайник для сохранения температуры чая. Бабы пользовались особой популярностью в XIX веке. В настоящее время чаще используются в качестве декоративного элемента кухонного интерьера. Название «чайная баба», или просто «баба» произошло от первоначальной формы насадки — тряпичной куклы женского пола в сарафане. Сшила для музея Тихомирова Екатерина.
то приспособление с помощью которого, держа пучок льна в руке или на столе причесывали волокна.Чесание доверялось только матери семейства, или опытной мастерице. В зависимости от количества, прочесывания давали волокно для разных целей, от грубого полотна-рядины до тончайших нитей для полотенец. Словом «лен» называли только те волокна, которые остались на гребне после длительного многократного вычесывания. Принесла в музей Титова Галина Валерьевна
Маленькая деревянная или плетеная кроватка. Основное предназначение люльки – укачивание ребенка. В качестве материала для изготовления люлек использовались – дерево, ивовые прутья, кора, кожа. В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному. Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка. Г.Рязань.
Сувенир, который навсегда сохранит память о Новгородской земле. Наши предки верили ,что в доме, где появился колокольчик, обязательно поселятся мир и благополучие. Колокольчик лишен декора как такового, что усиливает впечатление простоты, неприхотливости, функциональности изделия и самое главное – знаковое значение надписи, непременно поставленной на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика, называемому местными мастерами “юбкой”. Принесла в музей Титова Галина Валерьевна.
Опавшие ветви деревьев, используемые как топливо и для строительства. Хворост хорошо и быстро горит, он удобен для быстрого приготовления пищи и разогрева домашней печи. Хворост - это материал, который собирается исключительно вручную. Как правило, хворост собирается в специальные вязанки при помощи веревок. Сама же вязанка переносится либо человеком, либо тягловым животным.
Предмет народного быта, предназначался для воды ,использовался в бане. С помощью ковша для бани ,наливают холодную и горячую воду в емкости, а также обливаются водой. Медь хорошо влияет на здоровье человека. Медь обладает противовоспалительным и бактерицидным действием. При контакте с медью вода дезинфицируется. Рязанская обл. Михайловский район.
Это предмет народного быта, орудие женского труда, на котором пряли нить. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Конструкция: цилиндр, в котором веретено установлено горизонтально, установлен на доске. Рукой вращается колесо, которое, благодаря ремню, крутит веретено. Левая рука пряхи подает волокна к острому концу веретена, тогда как правая вертит колесо. Принесли в музей семья Вилковых Ярославская обл. Переславский район,д.Конюково. Владельцы семья Кратновых (Пелагии Уаровны Кратновой)
Это прибор, наполняемый горючим веществом для искусственного освещения. Керосиновая лампа состоит из: металлической ёмкости для керосина; горелки ,стекла, защищающего пламя и создающего тягу. металлического каркаса для защиты стекла, переноски и подвески лампы (для подвесных ламп);регулятора светимости. Керосиновые лампы сейчас используются там, где нет электричества, в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии, а также туристами. Принесли в музей семья Вилковых Ярославская обл. Переславский район,д.Конюково. Владельцы семья Кратновых (Пелагии Уаровны Кратновой)
Железный прут с загнутым концом ,служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. Безусловно, кочерга - один из главных предметов, которым люди пользуются при топке. Ее всегда подбирают индивидуально. Длина может быть разной, Принесла в музей Титова Галина Валерьевна от прабабушки Звонаревой Марии Александровны
Чугунное приспособление для глаженья белья. Многофункциональный утюг. Он мог погладить белье, испечь вафли, наколоть орехов, подавить чеснок, а также его можно было использовать как мышеловку, топился углем. Был похож на пароход. Верхняя часть утюга была откидывающаяся. По бокам корпуса шли отверстия, в них нужно было дуть, чтобы затухшие угли вновь разгорелись. Принесла в музей Титова Галина Валерьевна от бабушки Звонаревой Александры Константиновны пос. Ново-Завидово.
Чугунное приспособление для глаженья белья. Многофункциональный утюг. Он мог погладить белье, испечь вафли, наколоть орехов, подавить чеснок, а также его можно было использовать как мышеловку, топился углем. Был похож на пароход. Верхняя часть утюга была откидывающаяся. По бокам корпуса шли отверстия, в них нужно было дуть, чтобы затухшие угли вновь разгорелись. Принесли в музей семья Вилковых Ярославская обл. Переславский район,д.Конюково. Владельцы семья Кратновых (Пелагии Уаровны Кратновой)
Горшок из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугунка является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка – плоское дно небольшого размера, широко расходящиеся бока чугунка и сужение у горловины. Для удобства использовался в печи. Блюда готовятся путем долгого, медленного томления. Принесла в музей Титова Галина Валерьевна от семьи Комарициных.
Предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. Г.Рязань, Ермешинский район. Предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. Г.Рязань, Ермешинский район.
Предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. Г.Ярославль.
Предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. Г.Ярославль.
Большой открытый продолговатый, деревянный сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей. Для рубки капусты. Принесла в музей Титова Галина Валерьевна. Тверская обл. д. Завидово
Это простейшая крестьянская утварь из дерева для хранения соли. Дерево регулирует влажность. Даёт большие возможности декорирования. Солонки из дерева раскрашивают красками, покрывают лаком, украшают резьбой и выжиганием. Дерево позволяет придавать различные формы. Принесла в музей Милюкова Татьяна Анатольевна, роспись ее мамы Шаровой Тамары Михайловны.
Обычная деревянная тарелка использовалась в обиходе. Тарелки (миски) различались не только по размеру, но и по глубине, диаметру. Данный вид деревянной посуды использовали каждодневно, также и для подачи еды на стол гостям.. Принесла в музей Титова Галина Валерьевна. Тверская обл. д. Завидово
Неотъемлемая часть быта. Предмет домашней утвари. Ложки служили приспособлением для приема пищи. Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины, дуба и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости. Ложки – как музыкальные инструменты. При соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Кировская обл.
Это почетное место в избе – находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Всякий гость, входящий в избу ,у порога первым делом находил глазами красный угол ,снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.
Каминное сооружение ,является универсальным нагревательным прибором, служащим одновременно для отопления жилого помещения, для печения хлеба и варки пищи. В 15 – 16 веках на Руси появились дымовые трубы «дымницы» и печи с трубой стали называться «белые печи». Печь имела универсальное назначение. «Добрая печь и накормит и обогреет и спать уложит» - говорила русская пословица. Печь была источником не только тепла, но и света. На печи спали, сушили одежду, сушили грибы. В ней пекли пироги, блины, варили щи и кашу, грели воду, томили молоко, жарили, парили. Клали печи из глины, часто добавляли в нее камни, которые дольше удерживали тепло. Сделал для музея Титов Валерий Александрович.
Приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Хозяйка могла ставить в огонь и доставать из глубины печи чугуны со щами, с кашей, с водой. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. Принесла в музей Титова Галина Валерьевна от прабабушки Звонаревой Марии Александровны.
Глиняный сосуд , сравнительно высокий, предназначенный для хранения напитков. Кувшины характеризуются наличием ручки на боковой поверхности и специального носика. Такие сосуды лучше держали воду. Г.Москва.
Емкость или специальное приспособление для хранения и накопления монет. На Руси было принято собирать деньги в кубышки – сосуды с высоким узким горлышком, которые делались из глины. Традиционная копилка представляет собой полую керамическую фигурку, изображающую животных, фрукты, овощи и т. д., с небольшой прорезью, в которую опускаются монеты. Г.Москва.
Инструмент для просеивания муки и других сыпучих продуктов, состоящий из широкого обруча и натянутой на него с одной стороны мелкой сетки. В крестьянском доме использовалось и как тара для хранения ягод и фруктов. Принесли в музей семья Егоровых гр.№6.
Низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении, обувь из лыка. Для изготовления одного лаптя требуется семь лык длиной по два метра каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Принесла в музей Титова Галина Валерьевна.
Это мебельное изделие с узким, обыкновенно длинным сиденьем для нескольких человек. Занимала видное место в интерьере рядом со столом. Скамьи, как и лавки, покрывались тканевыми полавочниками. Скамьи могли покрываться коврами, иногда золотными бархатами. Сделал для музея Титов Валерий Александрович.
Это мебельное изделие для посуды. Для хранения отдельной посуды служил посудник – деревянная полка . Посудник мог иметь форму замкнутой рамы или быть открытым сверху, нередко его боковые стенки украшали резьбой или имели фигурные формы. Как правило, посудник находился над лавкой, под рукой хозяйки. Сделал для музея Титов Валерий Александрович.
С древних времен на Руси изготавливали домотканые половики. Ткали половики вручную на ткацких станах, они имели прямоугольную форму, были различной длины. Домотканые половики также называют деревенские дорожки, ковровые дорожки, деревенские половики, тканые половики. Материалом для изготовления половиков служили толстые нити, но, чаще, нарезанные полосками куски тканей, различные по цвету и качеству. Из-за неоднородности цвета и материала половики приобретали свой неповторимый стиль, который обычно ассоциируется с деревней. Эти половики можно использовать как коврик при входной двери, прикроватный коврик, половик в прихожую или ковровую дорожку в коридор. Принесла в музей Богданова Ирина Михайловна от свекрови Богдановой Марии Степановны(ручная работа ее мамы Пшенкиной Пелагеи);Украина, Сумская обл., Путиловский район, село Волынцево.
Деревенские дорожки, ковровые дорожки. Материалом для изготовления половиков служили толстые нити, но, чаще, нарезанные полосками куски тканей, различные по цвету и качеству. Эти половики можно использовать как коврик при входной двери, прикроватный коврик, половик в прихожую или ковровую дорожку в коридор. Они применяются по всему дому в самых различных местах. Принесла в музей Богданова Ирина Михайловна от свекрови Богдановой Марии Степановны(ручная работа ее мамы Пшенкиной Пелагеи);Украина, Сумская обл., Путиловский район, село Волынцево.
Домотканые половики - деревенские дорожки, ковровые дорожки. Материалом для изготовления половиков служили толстые нити, но, чаще, нарезанные полосками куски тканей, различные по цвету и качеству. Эти половики можно использовать как коврик при входной двери, прикроватный коврик, половик в прихожую или ковровую дорожку в коридор. Они применяются по всему дому в самых различных местах. Принесла в музей Смирнова Ирина Александровна.
Деревянное приспособление для изготовления сливочного масла из слегка скисшего молока, сливок или cметаны, путём сбивания - механического воздействия на обрабатываемый продукт. Маслобойка имеет форму бочонка. Внутри этой бочки есть лопасти, которые вращаются при помощи ручки, находящейся сбоку. Принесла в музей Богданова Ирина Михайловна, это предмет быта ее бабушки Пуляевой Марии Александровны ;Рязанская обл. ,Михайловский район, д. Павелково.
Это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами . Светильник, используемый в христианском богослужении. Символическое значение лампады - вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. Первые лампады – это в первую очередь светильники. Само слово греческого происхождения. Буквальный перевод – «светильник, горящий перед святыми». Г.Клин.
На забаву детям изготавливались деревянные игрушки для детей — потешки. Самыми популярными видами потешек на Руси были свистульки, фигурки и трещотки. Трещотки являлись оберегами для новорожденных детей, считалось что звук издаваемый трещоткой отпугивает злых духов. Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров. Г.Москва.
Начиная с древних времен для детей придумывались различные незамысловатые детские игрушки. Как правило, в качестве материала выступало дерево - материал, которого всегда было в достатке. Игрушки вырезались из цельного деревянного бруса. Дерево приятный материал, оно впитывает природное тепло и хранит энергетику, очень пластично и является экологически чистым материалом, а значит и игрушки из дерева безопасны для здоровья. Г. Гусь-Хрустальный.
Русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России. Г.Сергиево –Посад.
Пучок срезанных колосьев, льна или соломы, перевязанных перевяслом. По славянским представлением символ плодородия и богатства в хозяйстве. Лен считался очень важной культурой и высоко ценился в хозяйственной жизни русского народа. До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза. Принесла в музей Соболева Ольга Сергеевна. Выращен в Тимирязевской академии.
Это разноцветные круглые коврики на пол, связанные из полосок ткани крючком. Ковры, как украшающий интерьер и привносящий в него уют, элемент. На Руси круглые коврики были популярны. Для плетения таких ковриков использовалась более сложная техника плетения косичкой на основе, немного позже для упрощения использовались сплетённые косички, которые сшивались между собой, также широко использовалась техника вязания половиков крючком. Принесла в музей Богданова Ирина .
Это разноцветные круглые коврики на пол, связанные из полосок ткани крючком. Ковры, как украшающий интерьер и привносящий в него уют, элемент. На Руси круглые коврики были популярны. Для плетения таких ковриков использовалась более сложная техника плетения косичкой на основе, немного позже для упрощения использовались сплетённые косички, которые сшивались между собой, также широко использовалась техника вязания половиков крючком.
Это ткань особой выделки, предназначена для накрывания стола, относится к столовому белью. Издавна воспринималась как знак благополучия, благосостояния. Вышивка ришелье – это ажурная вышивка, в которой отдельные элементы узора соединяются перемычками, или бридами. Г. Рязань, Г. Свестур, Ермешинский р-н.
(Рожь, овес, пшеница) по всей России жали серпами и вязали в снопы, ставя снопы на землю колосьем вверх. Сноп обычно был размером в 5 горстей (наборчков). Зерно является основным продуктом сельского хозяйства. Из зерна вырабатывают важные продукты питания: муку, крупу, хлебные и макаронные изделия. Зерно необходимо для успешного развития животноводства и птицеводства, что связано с увеличением производства мяса, молока, масла и других продуктов.
Небольшая деревянная бочка. Это сосуд цилиндрической или другой формы, предназначенный для хранения растительного и сливочного масла, продукции пчеловодства, квашений и солений. Небольшую по объему бочку (5-10 л), которую удобно и можно нести на руках, называют бочонком. Г.Тверь.
Высокий глиняный сосуд для молока, молочных продуктов. Главное назначение крынки состояло в хранении молока: парного и холодного. Благодаря тому, что структура глиняной посуды пористая, в ней продукты как будто «дышат», и благодаря этому дольше остаются свежими. Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или хлопчатобумажной тканью. Принесла в музей Милюкова Татьяна Анатольевна.
Добро пожаловать в наш музей «Жили - были, поживали», где собраны уникальные старинные предметы быта тех времен, где можно посидеть на лавках за большим столом и узнать, как жили наши предки, познакомиться с изделиями народных промыслов
«Я – хозяйка светлой горницы. Добро пожаловать в гости! Вместе поиграем, вспомним старинные предметы быта. Вспомним то, что было, и то, чего не было. Устроим посиделки: «испеченные» прянички украсим подмосковным гжельским узором.»
В веселые и полезные игры – бирюльки, катание пасхальных яиц, выставка старинных вещей, дети могут играть самостоятельно, используя разные предметы музея. В процессе игровых действий, развивается мелкая моторика руки, глазомер, пополняется словарный запас ребенка. Ребятам предоставляется возможность самим придумывать дополнительные варианты игры