К сожалению, данный музей не предоставил методический материал
Кортик – это короткий нож. Считается холодным оружием. Кортик моряк вешал на пояс. Поэтому руки у него были свободны для захвата вражеского корабля. В настоящее время кортики получают все выпускники высших военно-морских училищ с дипломом и офицерским званием.
Её изобрели, когда ещё не было электричества. В металлическую колбу заливали керосин, поджигали фитиль, накрывали стеклянным колпаком, и лампа могла осветить небольшое пространство вокруг себя. В блокадном Ленинграде не было электричества, поэтому приходилось пользоваться керосиновыми лампами в тёмное время суток. Ночью в городе соблюдали «светомаскировку» или «затемнение», все окна были плотно завешаны, чтобы немецкие лётчики не смогли увидеть, куда нужно стрелять. По улицам города ходил патруль, проверяя, нет ли даже самой узкой полоски света из окна
Противотанковый ёж – это массивная конструкция, похожая на крест. Их делали из всего, что было под рукой. Устанавливали на окраинах города, чтобы немецкие танки не могли туда попасть.
Громкоговоритель – это первое радио, которое люди стали использовать ещё до войны. Он выглядел, как большой чёрный рупор. Они висели на улице, высоко на столбе, чтобы все люди города или деревни могли слышать новости, музыку или радиопередачи. В блокадном Ленинграде по репродуктору передавали сигналы воздушной тревоги, выла громко и страшно сирена. Это означало, что ожидается немецкий налёт и надо прятаться в бомбоубежище. Репродуктор не замолкал ни днём, ни ночью, если не было опасности нападения на город, из него был слышен звук метронома.
Зенитка – это большая мощная пушка, из которой во время войны стреляли по вражеской технике. Зенитки были очень тяжёлым орудием и могли провалиться под лёд. Поэтому «Дорогу жизни» в блокадном Ленинграде защищали с берега, а так же располагались в самом городе.
Буржуйка – это металлическая печка, которую в войну умельцы могли сделать из бросового материала. Была необходима в блокадном Ленинграде, потому что отопления и воды в городе не было. Дрова быстро кончались и печку топили книгами, мебелью, всем, что горело и так согревались. А так же на ней можно было вскипятить воду, чтобы согреться и заглушить чувство голода.
Аэростат - это старинный воздушный транспорт. Он похож на огромный надутый шар овальной формы. В войну его даже называли колбасой. Аэростаты поднимали в воздух, чтобы спрятать город от налётов фашисткой авиации и спасти его от разрушения.
Металлическая фляга, овальная, плоская, с закручивающейся крышкой. Крышка также крепилась цепочкой к самой фляжке, чтоб не терялась. В таких фляжках бойцы носики питьевую воду. Она крепилась на ремень или рюкзак. Была удобной и не разбивалась, когда солдат с ней полз или прыгал в окопы.
Стеклянная плоская фляга обычно была с резиновой пробкой. Носили ее и в специальном чехле. Стеклянные фляжки были еще в царское армии. Потом их заменили на более надежные из металла, потому что они были травмоопасные, часто разбивались. А остаться солдату без фляжки – значит остаться без воды. Но наши солдаты всегда выручали и помогали друг другу: они делились водой с товарищами. Поэтому наша Армия непобедима.
Состоит она из двух частей: из деревянного черенка и пятиугольного штыка. Такими лопатами пользуются все пехотные подразделения современных войск, даже у десантников она есть, но складная. Лопату сначала использовали только для копания окоп, а потом ее стали специально затачивали, чтобы можно было еще рубить, как топором. Считается холодным оружием.
Котелок выглядит как смятая, сплющенная кастрюля. У него есть крышка со специальным отверстием для ложки, и ручка для подвешивания и переноски. Котелки предназначались для получения пищи на полевой кухне. В сам котелок наливался суп, в крышку можно было положить кашу и хлеб, или налить горячий напиток, если не было отдельной кружки. Случалось, что во время боя враги разбивали полевую кухню, тогда в этих котелках готовили еду на двоих сами солдаты: в одном варили похлебку, в другом кипятили воду. А военным водителям котелок помогал не заснуть от усталости в дороге: его вешали в кабине над головой человека, во время езды он качался и стучал водителя по голове.
Ведра металлические были повседневным предметом быта людей во время войны. Ведрами носили воду из колодцев и ближайших к дому водоемов. В ведрах топили снег. Во время войны при обстрелах и бомбежках посуда часто портилась и новой купить было негде, в ведрах еще и готовили еду.
Сани сваренные из арматуры, сидение из фанерного листа. В блокадном Ленинграде санки были основным транспортным средством зимой. Город постоянно обстреливали фашисты. Их снаряды повреждали рельсы и электростанции. Электричество в городе было отключено, а без него не могли ходить трамваи и троллейбусы. На санках перевозили вещи, емкости с водой, и людей, которые уже не могли сами идти.
Первые пластмассовые куклы продавались без одежды. И каждая девочка или ее мама сами шила или вязала наряды для них. Раньше все девочки учились шить с детства. Они хотели, чтобы их наряды были самые красивые и отличались от других. Поэтому куклам и себе шили одежду сами. Даже во время войны девочки играли в куклы. Девочки их очень берегли и всегда носили с собой, ведь каждую минуту мог начаться обстрел и нужно было быстро убегать, и прятаться. А в безопасном месте, куклы помогали немного успокоиться и переждать страшное время.
Мишка плюшевый того времени был набит соломой или опилками, глаза делали из пуговиц. Со своими игрушками дети переживали страшные времена и разлуку с родителями. Ведь во время войны дети часто оставались без родителей: у кого-то они работали на заводах, у кого-то погибали. А были случаи, когда игрушки своим появлением вызывали такое чувство радости у больного ребенка, что он начинал выздоравливать. И потом хранили их всю оставшуюся жизнь.
Имитация. Самолет сделан детьми и педагогами из картона этот самолет изготавливали из фанеры и деревянных брусков. Он был очень тихоходным. Во время войны он мог спускаться к цели с приглушенным мотором и сбрасывать бомбы с небольшой высоты. На таких самолетах воевали женщины. Были даже женские авиаполки.
Имитация. Самолет сделан детьми и педагогами из картона. Эти самолеты были самые многочисленные во время Вов. В этих самолетах экипажи были защищены бронированными стеклами. На них наши летчики атаковали войска противников. Эти самолеты были такими крепкими, что, случалось, когда они возвращались после боя, на них находили много повреждений, но машины оставались на ходу и продолжали летать. Это было очень удивительно для всех. Фашисты даже дали им прозвище - «крылатые танки».
Таня Савичева – девочка, которая жила в Ленинграде и не успела покинуть его до блокады. В школьной тетрадке она вела дневник, где написала о гибели своих родных. В тетради неровным размашистым почерком было заполнено всего девять листочков
Имитация. Самолет сделан детьми и педагогами из картона. Это немецкий двухмоторный бомбардировщик. Такие самолеты бомбили Ленинград.
Имитация. Самолет сделан детьми и педагогами из картона. Это немецкий истребитель, который участвовал почти во всех сражениях Великой Отечественной войны.
Ремень с бляхой с серпом и молотом. Ремень был не только частью одежды, но и помощником любого солдата. К ремню подвешивали фляжки и оружие. Ремнем можно сражаться как оружием в рукопашном бою; можно перетянуть рану, чтобы кровь остановить; а также связать племенного противника, чтобы не сбежал. Бляшка была металлическая и, когда ее затачивали, тогда можно было использовать как нож, например, для нарезки продуктов.
Каска с небольшими полями. Ее придумали для защиты головы солдата от пуль. Во время войны каски солдаты носили в любое время года, ее можно было надевать на шапку зимой. Первые военные каски в нашей стране стали выпускать в Ленинграде, на металлургическом заводе, до этого их покупали в других странах. Эти каски стали символом облика воина-победителя, всю Великую Отечественную войну они защищали головы наших солдат.
Мешки из плотной ткани наполняли песком или землей. Укладывали их вокруг артиллерийских орудий, строили из них оградительные валы, обкладывали пулеметные гнезда. Мешки с песком защищали от пуль. При обстреле пули попадали в эти мешки и там оставались, не долетали до людей. Еще их могли класть на танки. И в жаркий день, они не давали солнцу очень сильно нагревать своими лучами железный танк.
Противопехотную гранату делали из консервных банок, в которых до войны продавали зеленый горошек. Пехотинцы такими гранатами пользовались при наступлении на врага. Дергали за кольцо и далеко бросали. При ударе о землю или предмет гранаты взрывались. В современной армии таких гранат уже нет. Если их находят в настоящее время, то вызывают специальные отряды саперов и их вывозят на полигоны для уничтожения.
Граната РПГ-43 использовали при обороне пехотинцы против бронетехники противника. Их сила взрыва была намного мощней, чем противопехотной гранаты. При взрыве могли повредить танки и другие бронированные машины противников. Солдату нужно было уметь метать такие гранаты очень метко и далеко. Такие умения солдатам помогали не только спасать свои войска, но и обращать в бегство противника.
Наши солдаты делали гранаты из стеклянных бутылок. Наполняли их зажигательной смесью, закрывали сначала резиновой пробкой, чтобы жидкость не вытекала. А перед тем, как бросить ее в противника, меняли резиновую пробку на пробку с тряпкой, потом поджигали и бросали. Стекло разбивалось и горючее взрывалось от тряпки с огнем, повреждая врага и его оружие. Еще ими минировали поля под Москвой и Ленинградом. Вражеские танки наезжали и раздавливали гусеницами стеклянные бутылки. И тогда танк начинал гореть, а танкистам ничего не оставалось делать, как выпрыгивать из танка и бежать.
Бидон был очень удобным для переноса жидкостей. Особенно зимой в оккупированном Ленинграде. Когда было все кругом в снегу, во льду, а люди ослабленные голодом и холодом, то маленьким бидоном было удобно черпать воду из реки и заливать в ведра или корыта. Еще в них набирали снег и ставили на печку – делали питьевую воду.
Похожие письма получила каждая семья нашей страны. Этих писем очень боялись и называли их «похоронками». Ведь в них сообщали родным кто погиб на войне: дедушка, отец, брат, дядя, сын, дочь, сестра… Никто не хотел, чтоб его родные погибли.
Плакат современный, нарисованный художником-оформителем Борисовой Надеждой. На нем изображены две девочки в зимних одеждах, торопящиеся перейти улицу. На стенах здания предупреждающие надписи. Окна заклеены. В небе отражаются лучи прожекторов. Улица пустая. Снежная, холодная зима.
На плакате схематично изображена «дорога жизни». Когда город Ленинград со всех сторон окружили фашистские войска, наши солдаты им отчаянно сопротивлялись и не пускали их в город. Кроме солдат в городе остались и всячески им помогали обычные жители, среди них были и дети. Продукты в городе заканчивались, но фашисты перекрыли все дороги в город и обстреливали наши машины, не пропуская их в город. Продукты и лекарства можно было передать только, сбросив их с самолетов. Но это не всегда получалось, потому что самолеты враги тоже сбивали. И тогда нашли единственный путь – делать ледяную дорогу через Ладожское озеро. Ждали, когда озеро замерзнет, чтоб по нему могли проехать грузовики.
Кукла современная. Одежду подобрали и пошили педагоги. Так были одеты дети в блокадном Ленинграде. Кукла - прототип Тани Савичевой, девочки, которая жила в блокадном Ленинграде. О ней узнали люди всего мира благодаря ее дневнику.
Снаряды изготовлены детьми из бросового материала. Такие снаряды изготавливали на заводах и подписывали их для поднятия боевого духа на фронтах.
Это не большой прямоугольник коричнево-чёрного цвета. Состоял он из пищевых и непищевых добавок. В этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. Форму для выпечки хлеба смазывали соляровым маслом, другого не было. Норма составляла всего 125 грамм в день на одного человека. Этот кусочек умещался на ладошки.
К сожалению, данный музей не предоставил дополнительный материал
Наши воспитанники вместе с педагогами создали своими руками , а также собрали экспонаты времен Великой Отечественной войны. Каждый экспонат несет в себе большую историю Победы! Наши экскурсоводы - дошкольники не просто рассказывают об экспонатах, а стараются донести до экскурсантов смысл создания нашего музея: "Чтобы мир был на земле - нужно помнить о войне!"