Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, нарисовал у неё в руке чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Ещё одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца? И он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое
Японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Ещё одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое
Матрешка представляет собой расписную деревянную куклу, внутри которой находятся аналогичные игрушки, но только меньшего размера. Количество вложенных внутрь кукол – от трех и больше. Русская матрешка, как правило, имеет форму яйца и состоит из двух частей – нижней и верхней. Благодаря плоскому донышку игрушку можно поставить в любом подходящем месте. По традиции на деревянной заготовке рисуют женщину в платке и красном сарафане, хотя сегодня существует множество других вариантов. Тем для росписи множество: это и девушки, и сказочные персонажи, и семьи
Первая Семеновская матрешка была сделана умелым токарем Аверьяном Вагиным из деревни Мериново, которая была расположена в 8 км от Семенова. Его сын принес деревянную куклу, сделанные в Сергиев-Посаде, окрашенную в светло-зеленый цвет, и изображающие человека с усами и бородой. По аналогии с пасхальными яйцами Вагин решил сделать деревянную куклу из двух частей. Это был прототип Семеновской матрешки. Первая матрешка была окрашена в пурпурный цвет. Особенно интересны были деревянные матрешки сделаны Вагиным: лысый человек с бородой и усами, дородный мужчина в шляпе пальто.
Матрёшка наряжена в платок и длинный сарафан с передником, украшенные ярким растительно – цветочным орнаментом. Семеновские матрёшки одеты в одежду сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрёшек раскрашены в горошек.
Головка покрыта платком со сложным рисунком и орнаментом по краям. Платье имеет рисунок по кругу. На переднике расположены крупные цветы. Ее ручки опущены вниз. Мастерицы выбирают для росписи яркие чистые краски: красную, желтую, травяную.
Матрёшки из села Полховский Майдан знамениты своими «розанными» рисунками. Многолепестковый цветок шиповника — основной элемент орнамента. Предварительное нанесение чёрных контуров рисунка выполняется тушью и пером. Расписывают матрёшку яркими анилиновыми красками путём наложения одного цвета на другой. Используют только три цвета: алый, жёлтый, синий, а вот фиолетовый и зелёный получается путём наложения. У матрёшки нет таких деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, три цвета: алый, жёлтый, синий, а вот фиолетовый и зелёный получается путём наложения. Лицо обрамляют «кудри», подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы — под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри»: чёрные завитые пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.
Набор из 7-ми матрёшек. В центре рисунка яркие цветы шиповника красного цвета – символы полхов майданской росписи. Голова покрыта платком, на котором изображён цветок из трёх лепестков. 2000 г.
Образец майданских матрёшек 1970 - 80-х годов. На сарафане – изображение цветов шиповника. Шиповники – визитная карточка майданских матрёшек – нарисованы среди других цветов и листвы. Голова покрыта платком. На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В дополнение узор украшают тычками.
Еще с конца XVIII-го или с середины XIX века (эти данные разнятся) в небольшом селе Полховский Майдан, расположенном на берегу речушки в Нижегородской области, зародилось удивительное искусство вытачивания посуды и фигурок из мягкой древесины липы и осины (благо, их много росло в окрестных местах). Они продавались на ярмарках и служили дополнительным средством дохода для крестьян. Намного позже, в 20-е годы XX века, кто-то решил украсить поделки: сначала выжженным рисунком, затем яркой росписью. В долгие зимние вечера вся семья собиралась вместе и коротала время за изготовлением уникальных предметов: мужчины обрабатывали дерево, а женщины и детишки «оживляли» появившиеся игрушки с помощью красок. На посуде же под кистью каждого умельца расцветали пышные букеты цветов.
Полховский Майдан интересен тем, что стал одним из первых сел, где производство матрешки превратилось в масштабный промысел. История Полх-Майдана – это история самой матрешки. В 1920-е годы местные мастера-токари, работавшие по дереву, – с XVIII века здесь делали деревянную посуду и игрушки – узнали о прибыльной идее из соседнего села Семенова: там разукрашенная кукла-укладка уже была поставлена на поток. Семеновские токари, в свою очередь, привезли первую куклу из Сергиева Посада. В подмосковном городе статус матрешки был совершенно иной. Кукла была не просто детской игрушкой – новым направлением в искусстве, в котором экспериментировали художники, мечтавшие на рубеже XIX–XX веков возродить национальные традиции. Расписывать матрешку пробовали Врубель, Рерих и Васнецов. Теперь эти работы хранятся в Художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде. Но кто был автором первой матрешки – пока не может точно определить ни один искусствовед.
Сергиев Посад (Загорск) — крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная «игрушечная столица» и родина матрёшки. Сергиево-Посадская (или загорская) матрёшка отличается округлыми, устойчивыми формами, яркой росписью гуашью с чёрной контурной обводкой и орнаментацией условными растительными мотивами, выполненными живым мазком. Изображение круглолицей русской девушки в завязанном узлом платке и прикрытом передником сарафане оформляется простым цветочным узором, расписывается сочно и ярко цветами, листьями и точками. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, тремя точками выполняют губы бантиком. Лаконичность и простота оформления создают ясный и радостный образ русской деревенской куклы.
Вскоре сергиево-посадские мастера стали выпускать матрешек в так называемом крестьянском стиле – в образах сельских девочек в традиционной одежде, с серпами и букетами цветов в руках, в виде женихов и невест с их родственниками и гостями, пастушков, купцов, цыган с дрессированными медведями, мужиков и баб, держащих различные предметы быта. Также умельцы Сергиева Посада делали матрешек в виде русских богатырей с головами шлемовидной формы, в образах литературных, былинных, сказочных и исторических персонажей (в так называемом боярском стиле). В оформлении кукол применялись яркие краски, лица изображались с использованием сложных живописных приемов, детали одежды выполнялись мелкими и декорировались позолотой.
В советское время, с 1920-годов, стиль росписи сергиево-посадских матрешек значительно упростился, так как была поставлена задача массового тиражирования и удешевленного производства (в том числе фабричным способом) этих кукол. Типичные загорские матрешки советской эпохи представляют собой девушек, облаченных в простые, зачастую украшенные незамысловатыми узорами, платки (косынки), в прикрытые передниками кофты или сарафаны. Такие куклы иногда удерживают одной или двумя руками корзинки. Из-под завязанных узлом платков обычно виднеются две пряди волос. Лица фигурок круглые, полные, с румянцем, с наивным и милым выражением, иногда полудетские.
Сегодня в Сергиевом Посаде матрешки расписываются вручную как в дореволюционной манере, так и в загорском стиле с различными авторскими вариациями. Перед нанесением рисунка деревянные заготовки грунтуются. Столетие назад для оформления матрешек использовали гуашь. В настоящее время задействуются также темперы, акварельные, масляные и анилиновые краски. После росписи фигурки лакируются, в результате чего цвета становятся более яркими и насыщенными.
Незакрашенного пространства на данных куклах почти нет, они расписаны сочно, контрастно и ярко простыми (зачастую матовыми) цветочками, листочками, кружочками, волнистыми линиями и точками. Роспись, выполняемая без нанесения на заготовку предварительного рисунка, чаще всего совершалась с использованием трех-четырех основных красок – красной либо оранжевой, синей, желтой и зеленой. Лица и контуры предметов одеяния обводились тонкими штрихами черного цвета. Этот стиль росписи кукол, названный «загорским», приближался к первоначальной «малютинской» манере оформления матрешек. Он господствовал до конца 80-х годов XX века.
Верхняя фигурка созданной Василием Звездочкиным и Сергеем Малютиным первой матрешки была выполнена в образе дородной и румяной деревенской девицы, облаченной в расшитую рубашку, сарафан, передник и цветастый платок, которая держала в руках черного петуха. Данная разъемная игрушка была составлена из восьми куколок, вложенных одна в другую. Внутри верхней, наиболее крупной из них, содержалась фигурка мальчика, в которую была помещена куколка, изображающая девочку и т. д. Все части данной игрушки различались по образу, самая миниатюрная из них представляла спеленутого младенца.
Матрешка С выжиганием - русский сувенир Матрешка из 5 кукол с ручной росписью. Материал: липа. Покрытие: акриловые краски, выжигание по дереву. Высота матрешки: 17 см. Очень необычная летняя матрешка подарит много радости и украсит любой интерьер.
Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла. Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись".
Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели. Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходы.
Матрешка «Хохлома классическая» – одна из самых популярных русских сувениров для подарка на любой случай и вкус. Изготовлена в г. Сергиев Посад Московской области. Она по-прежнему вызывает восторгу наших соотечественников и иностранцев. Ведь открывать таких кукол «с сюрпризом» очень нравится и детям, и не менее любопытным взрослым. Малыши с помощью чудесной игрушки получают свои первые представления о форме, цвете и величине предметов, о количестве и делении целого на части. Взрослым расписную матрешку принято дарить на счастье, удачу и финансовое благополучие. Она очень нарядна и декоративна. Сочные краски, старинный хохломской орнамент роскошных ягод-клубник создают праздничное настроение. Каждая куколка расписана вручную, неповторима и оригинальна. Высота – 12 см. Материал - липа. Порадуйте своих друзей и близких этим замечательным подарком! Подарочная коробка продается отдельно, в комплект не входит. Рекомендуем также посмотреть каталоги: Русские матрешки ручной росписи Изделия из Хохломы Детская деревянная мебель Хохлома.
Палехская матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Но, главное, эта куколка - с секретом! ... «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», - ещё в 1901 году писал А.П.Чехов. Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.
Вятская матрешка наиболее сложная по технологии изготовления. Вятская расписная деревянная кукла приобрела уникальность и особое своеобразие, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать специально выращенной ржаной соломкой. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка, в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться ещё в конце прошлого века как новый способ художественного оформления матрёшки. Вятская матрешка из деревенской барышни в платочке преобразилась в загадочную северную красавицу.
«Мазковая роспись как способ изучения мира природы в учебных и творческих работах». «Только в природе можно найти красоту, которая является великим объектом живописи, там-то и надо ее искать и негде более». Ж. Энгр. ... Знакомство с мазковой росписью в новом современном варианте живописи, сложившейся и развивавшейся на основе народных традиций, направленной на расширение художественных возможностей, способствующих развитию личности и ее адаптации в современных условиях. Задачи методической разработки: Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Сейчас так называемая «мазковая» живопись обрела популярность и применяется широко, в том числе начинающими художниками.
Матрешки с портретом изготавливаются на основе присланных вами фотографий. Так как художник никогда "вживую" не видел человека, которого рисует, необходимо, чтобы качество фото было максимально возможно высоким, от этого напрямую зависит конечный результат.
Знаменитые солдатики появились к концу XVIII века. Эрнст Хайнрихссен, являющийся основателем одной из самых популярных фирм производящих военные миниатюры, начал в Нюрнберге настоящую революцию в их изготовлении. Он один из первых создал фигурки похожие на реальный прообраз. Мастер учитывал малейшие детали в форме солдат. Он также установил стандарт, каким должна быть эта военная игрушка. Пеший солдат — тридцать два миллиметра, конный — сорок четыре миллиметра, не считая головных уборов. Этот вид фигурок с тех пор стал называться «нюрнбергский». Именно таким был знаменитый оловянный солдатик из сказки Андерсена.
Авторская матрёшка «Гжель», расписана синими красками по белому фону с использованием позолоты. В этой матрёшке располагаются ещё четыре красавицы поменьше.
Матрешка под Хохлому. Матрёшка - эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она - не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов - памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом ее культуры, как дымковские игрушки, жостовские подносы.
Мезенская роспись - это особый язык знаков, с помощью которых художник передает свой рассказ. Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающим традиции народов Севера России. Так, к примеру, изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, изображение утки - это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там, а олени означают жизнь и плодородие на земле.
К сожалению, данный музей не предоставил дополнительный материал
В группе мы создали мини-музей «Путешествие матрешки». Мы выбрали экскурсоводов и они познакомили детей с музеем народной игрушки, когда и как появилась первая матрешка, какие бывают еще матрешки, правилами поведения в музее, предоставили детям возможность реализовать разные виды самостоятельной деятельности, опираясь на полученные знания и умения
Необыкновенное удовольствие доставляет детям роспись матрешки, вы можете убедиться в этом, ознакомившись с нашим проектом. Такой вид творческой деятельности развивает эстетический вкус, умение любоваться прекрасным, знакомит с русским народным творчеством и снимает эмоциональное напряжение. Таким образом, матрёшка, как дидактическое средство обладает мощным образовательным и воспитательным потенциалом, раскрывать который педагог может в любой из образовательных областей