Ручная работа. Элементы костюма: рубаха, передник с рукавами, юбка-понёва, состоящая из трёх продольных полотнищ, полностью сшитых из клетчатой ткани. Головной убор – кичка, которая могла быть безрогой, двурогой или трехрогой (рог символизировал плодородие).
Ручная работа. Элементы костюма: головной убор «чехлушка» – ситцевый платок с бахромой, подгрудный сарафан на широких лямках, рубаха из белого холста, рукава украшены кружевами. Традиционными цветами вышивки считались красный, белый и черный.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: на голову одевали платок из тончайшей пряжи с набивным рисунком ,верхняя одежда по краю представляет собой отрезную в поясе распашонку, полушубок шили мехом внутрь из белых овчин, юбка в русском костюме считалась исключительно женской одеждой, по подолу расшивали атласные ленты.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Ношение головных уборов долгое время регламентировалось возрастом женщин и их семейным положением. Элементы костюма: платок из ситца с растительным узором(в основном одевали для работы по дому),рубаха с вышивкой(рубаху украшали орнаментом-оберегом, который хранил от бед),фартук был обязательным элементом.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: на голову невест Торопецкого уезда надевали однорогий конусообразный головной убор-шишак, окаймленный по очелью жемчужными украшениями по форме напоминавшими шишки. Сверху кокошник невесты покрывали платком с вышивкой. Рубаха была сделана из тонкого холста с ажурными кружевами на вороте, так же манжеты стягивались жемчужными нитями и лентами. Сарафан на свадьбу одевали распашной, сотканный из серебренных нитей.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: головной убор шили из меха соболя или норки, верх обтягивали парчой,к которой пришивали красный гребешок, бархатные «шиверлыки» были чехлы для кос, «терлег»-было праздничное платье ,которое шили из дорогих сортов шелка , «цегрет»-присутствовал в женском праздничном костюме, это была ткань с длинными полами.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: женская рубаха это прямоугольное полотно, перекинутое со спины на грудь; головной убор – тухья, округлая шапочка, расшивалась бисером и серебряными монетами. Замужние женщины покрывали голову прямоугольной полоской тонкого холста, белого цвета, концы украшались орнаментом.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: головной убор-шапочка, ее шили из атласа или бархата красного цвета, передняя часть украшалась вышивкой. Рубаха украшалась красными и желтыми нитями. Сарафан был сделан из темного сукна, и центральная часть переднего полотна расшивалась контрастными нитками и цветными лентами.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: «повойник»-повязка была сшита из яркого ситца или бархата, украшена бисером или блестками(головной убор имел важную роль, по нему определяли возраст и местоположение ),из ткани шили воротники и они были частью костюма, так же передник-занавеска была сшита из двух частей кокетки и подола ,присутствовала расшитая орнаментом рубаха и распашная понева-юбка.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: рубаха-одностанка с вышивкой по вороту, запястью и подолу. Обязательным элементом был пояс, повязанный на левую сторону, а с конца XIX века добавился платок с "аглицким" узором.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: головная повязка - баш бэйзэмес, которую носили под кушъяулыком ; платье из зеленого сукна и бордового еляна, расшитого золотым позументом. Платок кушъяулык носили на протяжении двух лет после свадьбы.
Кукла из коллекции Диагностини, ручной работы. Элементы костюма: "сорока" - маленькая шапочка с невысокой тульей и гребнем сзади, рубаха из отбеленного конопляного холста, пояс "покромка" из черных нитей с цветными вышивками, завеска - короткий фартук, понева - поясная одежда из черной или темно-синей шерстяной ткани в клетку.
Летний костюм Минской губернии. Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: украшенная вышивкой повязка из узкого куска ткани - скиндачка; рубаха из льняного домотканного полотна, с вышитыми узорами из красной пряжи; безрукавка изготовленная из фабричных тканей - шелка или бархата; белый льняной передник; льняная юбка в клетку. Понева - одно из древних форм поясной одежды белорусов, с помощью которой предки отражали гендерные изменения. В зависимости от возраста девушки менялась величина клетки - она становилась крупнее.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: рубаха - кашуля, украшенная кружевами и лентами; елек - безрукавка из красного сукна; украшенный вышивкой передник - прегача; сукня (юбка). Для зимнего наряда елек шили длиной до талии, а для летних праздников укорачивали и снабжали сердцеобразным вырезом на груди.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: головной убор, украшенный тесьмой и вышитым узором из ромбов ( символ солнца), длинная туникообразная рубашка с вышивкой и лентами, узорный тканый или плетенный пояс. Необычность марийской техники заключалась в том, что мастерица вышивала ткань с изнанки, а рисунок получался с лицевой стороны.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: повязка на голову в виде ленты- Хаз, рубаха с вышитым геометрическим узором, фартук на узком пояске, прямой сарафан с набивным узором. Помимо общепринятых узоров для вышивки использовали так называемые пасы - родовые знаки, принадлежавшие той или иной семье.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: шапка с опушкой из меха овчины, нагрудное украшение - хоолопши, безрукавка (обязательный элемент замужней бурятки, без которого нельзя было появляться на людях), тэрлиг из синей чесучи (шелковая ткань из отходов пряжи шелка-сырца) . В зимнее время поверх одевали дэгиль( теплый халат), а в летнее время тэрлиг (летний халат).
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Костюм состоял из: рубахи из белого полотна с длинными рукавами (по линии плеча и на манжетах обычно украшалась мережкой и вышивкой с геометрическим орнаментом), распашная приталенная кофта из синего сукна, юбка из полушерстяной ткани с узором из продольных разноцветных полос. Количество цветов у таких юбок варьировалось от пяти до семи.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Костюм, который носит название "одхани" или "дупатта", включает облегченную блузку с глубоким декольте (чоли), длинную юбку со складками (гагру) и сари (большой палантин с множеством украшений). Бинди (цветная точка, которую наносят на лоб) раньше обозначала происхождение и вероисповедание, но в настоящее время играет исключительно декоративную роль.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: распашное платье - къаба, серебряный с позолотой пояс - рон, праздничное платье - къаба - шилши из парчи, шелка и бархата. По достижении 30 лет шелковые вещи осетинки уже не одевали. Осетинские девушки покрывали голову круглыми шапочками темного цвета, поверх шапочки накидывали вуаль.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. В праздничные дни незамужние девушки одевали на голову почелок - разновидность повязки с очельем (лобная часть головного убора) спереди. Рубахи шились из льняных тканей, с украшенной спинкой и передом. Душегрея была непременной частью сарафанного комплекса. Орнамент в виде лебеда олицетворял девушку, уточки говорили о материнстве, а голубь вышивался на венчальных рубахах.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: безрукавная одежда расширяющаяся от талии книзу короткими складками, прямоугольная женская поясная одежда, сшитая из двух длинных полотнищ шерстяной клетчатой ткани, сборчатая украинская юбка сшитая из 6 полотнищ цветного или однотонного. В середине XIX века девушки Киевской губернии часто носили венки из цветов, символизирующие девственность.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: тюбетейка - обязательный элемент девичьего наряда, ворот куйлака с обшитым золотой тесьмой кешкурта, платье простого покроя из яркого атласа или шелка ( наиболее излюбленная одежда узбечек - платье куйлак), шаровары - широкие тонкие брюки с зауженными книзу штанинами.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: головной убор - кокошник; бумажная, гарусная или шелковая шаль; тулуп. Со второй половины XIX века у зажиточных крестьянок появились сарафаны из шерсти и шелка.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: основа - туникообразная рубаха; сарафанный комплекс одежды “клинник” и “московник”. Клинник состоял из двух полотнищ со швами спереди и сзади, московник состоял из шести или восьми прямых полотнищ сшитых между собой. Головной убор - кокошник - оставлял открытой макушку и косу, переднюю часть богато украшали – расшивали речным жемчугом, золотыми нитями и бисером.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Традиционный женский литовский костюм выглядел так – яркая широкая и длинная юбка, блуза или рубашка с длинным рукавом белого цвета, и красочно расшитый орнаментом фартук. Молодые незамужние девушки вплетали в косы яркие ленточки или одевали на голову короны и венки, тоже из разноцветных лент. Выйдя замуж, женщины повязывали голову белым льняным платком.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: головной убор - старинная шамшура (широкая полоска ткани с отделанными кружевом боковыми срезами), юбка широкая с оборкой, блузка с рукавами - "пышками" и кружевом. Выходные костюмы шили из ярких тканей, часто использовали красный цвет.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Одежда губернии представляет собой сарафанный комплекс двух типов: с круговым (прямым) или с трапециевидным (косоклинным) сарафаном, в комплекте с рубахой. Косоклинные сарафаны являлись исключительно праздничной одеждой. Головной убор - в виде женского кокошника или сборника, а в девичьем варианте – в виде праздничной ленты или платка, сложенного треугольником и завязываемого под подбородком.
Кукла из коллекции Диагостини, ручной работы. Элементы костюма: распашное платье - къаба, серебряный с позолотой пояс - рон, праздничное платье - къаба - шилши из парчи, шелка и бархата. По достижении 30 лет шелковые вещи осетинки уже не одевали. Осетинские девушки покрывали голову круглыми шапочками темного цвета, поверх шапочки накидывали вуаль.
К сожалению, данный музей не предоставил дополнительный материал
Наш музей представляет собой более 30 видов экспонатов собранных в мини музее :"Народных костюмов". Наши маленькие экскурсоводы рассказывают о коллекции кукол" Диагостини" ручной работы ,которые одеты в народные костюмы со всего мира. В процессе экскурсии обращается внимание на элементы костюма и их сезонное назначение(зимние,летние,праздничные и национальные). Дети описывают характер костюма,его принадлежность и связь с местом его изготовления. Особое внимание уделили костюмам из Московской, Псковской,Белгородской и Смоленской губернии. Экскурсоводы обращают внимание зрителей-детей на отличия и в то же время
Изучив наглядно экспонаты нашего мини музея,дети поняли,что носили девушки на Руси,какие были костюмы, о чем говорила одежда. Произвели разбор костюма по сезону, по характеру ,по узору и цвету. Перенесли знания на предмет-бумажную куклу. Дети выступили в роли художников,составили образ и структурировали костюм. Закрепили знания отгадыванием загадок.
Дети старшего дошкольного возраста разыграли театрализованную игру "Ярмарка". С удовольствием управляли куклами, переносясь на ярмарку 18-19 века.. Мини сценки раскрывают атмосферу ярмарки на Руси, позволяя поближе познакомить и закрепить знания о народных костюмах, традициях и фольклоре.